Виктор Васильевич Зимин – человек особенный. В нашей стране по пальцам можно пересчитать специалистов, которые на протяжении всей жизни остаются верными не просто своему клуба, а именно работе в нём. За 53 года с момента попадания в основной состав брянского «Динамо» Виктор Зимин ни разу не уходил из команды. Менялись учредители, руководители, главные тренеры, игроки, лиги, в которых «Динамо» выступало, а Виктор Васильевич оставался. В его трудовой книжке нет ни одной записи от других организаций. И до сих пор он трудится на благо брянского футбола. Сегодня, 4 марта, ему исполняется 70 лет.
- Виктор Васильевич, вы помните день, когда впервые пришли в «Динамо»?
- Конечно, это было еще в 1962 году. Я увидел объявление, что в детскую школу ведётся запись ребят 1948-1949 г.р. в группу подготовки при команде мастеров. Я 1950 года, но к тому времени уже был призёром первенства города по легкой атлетике в троеборье. В футбол играли все вокруг, в каждом дворе была своя команда, и я уже много играл с ребятами на 4-5 лет старше меня, был в нашей команде самым маленьким. Все мысли были только о футболе, спал и видел себя игроком. Тот отбор у Иосифа Томашевича Мочаниса я прошел. Три дня сдавали тесты. Первым моим тренером был Владимир Ведерников. Спустя три года я уже начал тренироваться с командой мастеров, из всех ребят нас взяли туда только двоих вместе с Толей Шагиным.
- Какими достижениями, будучи игроком «Динамо», вы особенно гордитесь?
- С главной командой мы играли в турнире ЦС «Динамо» и стали победителями, впервые в истории. Тогда же я играл и за юношей, очень хороший состав был у нас. Мы вышли в финал первенства СССР среди юношеских команд. На игре присутствовал тренер юношеской сборной СССР и отметил меня, как кандидата в состав. В финале мы играли в Брянске против той самой сборной. Я вышел на замену и забил гол, после чего получил приглашение приехать на тренировку сборной, но поиграть там не удалось. В том сезоне я отыграл 10 матчей за команду мастеров, которая претендовала на выход в класс «А». Принимал участие в переходных играх, но потом получил тяжёлую травму.
- Из-за неё пришлось закончить карьеру игрока?
- Не только, меня и потом травмы продолжали преследовать: сердце не выдерживало перегрузок, еще и черепно-мозговую получил. Лечился в Москве, лежал в одной палате с известным хоккеистом Григорьевым. Запомнилось то время, потому что ребята, которые к нему приезжали, были интересные, грамотные, учились в институте журналистики и даже проверяли меня, чтобы узнать, насколько образованные в Брянске футболисты. Мне нужно было расставить в тексте знаки препинания. Тест я сдал нормально. Пока лечился, ездил с ними на хоккей, футбол. После лечения в Москве я пропустил еще год, играл только на чемпионате области. После очередного медицинского обследования мне сказали, что нужно заканчивать играть. В «Динамо» сразу предложили перейти на тренерскую работу. Обидно, всего несколько матчей не хватило, чтобы получить звание Мастера Спорта.
- Вы начинали тренировать сначала детскую команду?
- Да, в 1972 году я закончил обучение в институте, Иосиф Томашевич Мочанис выбрал именно меня на свободное место тренера. В моей группе, состоящей из ребят 1961/62 годов, начинали заниматься такие известные динамовцы, как Сычев, Корнеев, Ромашин, Троицкий, Быстрицкий, Попов. Некоторые из них потом играли в Высшей лиге. Этим составом мы выиграли спартакиаду школьников, попали в финал первенства страны. В 1979 году меня пригласили вторым тренером в команду мастеров. И так вплоть до 2011 года я работал то главным тренером, то помощником, то начальником команды. Всегда был готов принять команду, если главный тренер её покидал. В 90-х годах я пять лет был главным тренером «Динамо». Футбол – вся моя жизнь. Это и работа и хобби.
- Вы уже много лет дружите с Валентином Егоровичем Бабаковым. А поиграть вместе вам удалось?
- К сожалению, нет. Я только пришёл в команду мастеров в 1966 году, а он вскоре провёл свою последнюю тренировку и ушёл. Но с годами мы общались всё больше и больше, а сейчас один Валентин Егорович остался для меня лучшим другом и помощником, и наставником. С ним советуюсь по всем вопросам. Я очень рад, что моя футбольная жизнь свела меня с этим человеком.
Валентин Бабаков о Викторе Зимине:
«Это уникальный человек, который всей душой болеет за брянский футбол и никогда его не предаёт. Таких людей больше нет. На моей памяти было много событий, когда клуб переживал трудные времена, но Виктор Васильевич всегда был на подхвате, помогал работать над мастерством всех поколений футболистов, начиная с 70-х годов. У него огромные знания футбольной науки. Этот человек никогда не зацикливается на чем-то одном, всегда старается совершенствовать свои знания, ведёт записи, изучает методы работы других тренеров. И, конечно, он очень многое почерпнул, работая с Юрием Фёдоровичем Марушкиным – кандидатом наук, Заслуженным тренером. Настолько грамотного специалиста в брянском футболе больше нет. У него огромный опыт работы и с детьми и со взрослыми футболистами. Умеет и тренировать, и обучать, и воспитывать».
- У вас вся семья спортивная. Особенно известен ваш брат, тренер по боксу, расскажите о нём.
- С детства он занимался боксом, выиграл здесь все возможные турниры, когда учился в школе, а потом уехал поступать в институт Лесгафта. У него судьба спортсмена сложилась так же, как и моя, он получал много травм и рано закончил карьеру. Уже в 24 года стал тренером. Сначала работал со сборной Ленинграда, потом со сборной СССР, с лучшими боксёрами страны. Несколько лет работал в Японии, когда после развала союза нескольких наших чемпионов пригласили поехать тренироваться туда. Он подготовил много чемпионов мира и Олимпийских чемпионов. И до сих пор он продолжает работать старшим тренером сборной России. Мы с ним часто общаемся, он рассказывает мне про бокс, я ему про футбол. Иногда что-то берём друг у друга на вооружение. Две моих дочки тоже спортом занимались, одна кандидатом в Мастера спорта по лёгкой атлетике стала.
- Но больше всего ваш брат работал с Николаем Валуевым?
- Да, он воспитал из Коли чемпиона. Вообще, Валуев – очень интересный человек, образованный, и не зря стал депутатом Государственной Думы. А то, что он баллотировался от Брянской области, я думаю, можно связать и с тем, что его тренер здесь родился и вырос.
- Виктор, Васильевич, у вас остаётся сожаление, что не смогли стать большим футболистом?
- Конечно, мне до сих пор снятся сны, что я футболист. Обычно сижу на скамейке и не понимаю, почему меня не выпускают. Видимо, в подсознании засело, что я мог и должен был стать хорошим игроком, провести достойную карьеру, но судьба распорядилась по-другому.
- Кто лучший специалист из тех, с кем вам довелось поработать вместе?
- Лучший тренер – это Марушкин. Я работал с семнадцатью специалистами и смело могу сказать, что Юрий Фёдорович лучше их всех вместе взятых. Это думающий тренер, которого очень уважала вся футбольная общественность Советского Союза.
- Как будете отмечать свой юбилей?
- В этот день я буду в Москве, по работе. А вообще, не люблю застолья и шумные посиделки. Мне очень приятно, когда меня узнают в других городах. Самое главное для меня – это память.
В завершении беседы мы попросили Виктора Васильевича Зимина и Валентина Егоровича Бабакова составить сборную лучших воспитанников брянского футбола, которые были любимцами публики и оставили заметный след в истории «Динамо».